Мы не будем молчать, мы не верим власти, ее обещаниям,
мы будем сами участвовать в управлении Новой Россией.
Для исполнения майского указа необходим качественно новый кадровый проект

Для исполнения майского указа необходим качественно новый кадровый проект

За свою жизнь я два раза принимал участие в подобных кадровых проектах, обеспечивающих социальные лифты. Одним из таких проектов был аналогом молодежного движения «НАШИ»; второй раз это был конкурс первых замов руководителей региональных исполкомов «Единой России». Оба этих проекта были эффективны с точки зрения социальных лифтов, предоставляли возможность подняться в социальном статусе тем, кто стремился к самореализации и готов был реально работать.
Опыт института первых заместителей руководителей региональных исполкомов «Единой России» был очень интересным и познавательным, мы все гордились своим статусом и своей миссией в партии. Однако жизнь все расставляет на свои места, и большинство первых замов, достигнув своего «стеклянного» потолка, по разным причинам уходили из исполкомов, многие не срабатывались с новыми региональными командами.

Ключевой особенностью любого механизма обеспечения кадровых лифтов в нашей стране является некая кризисная ситуация. Так, в 2008 году, когда президентом был избран Дмитрий Медведев, в ходе избирательной кампании удалось обеспечить «достойный» процент голосов за Медведева. Но у каждой ситуации имеется обратный эффект, и уже с осени 2008 года «Единая Россия» стала терять на выборах целые города... Новочеркасск, Волжский, Калач-на-Дону и т.д.

На президентских выборах 18 марта 2018 года удалось превзойти результат голосования за основного кандидата 2008 года, и я уверен, что будет тот же обратный эффект, обусловленный ожиданиями электората, и партия снова начнет терять мандаты. При этом потеря части мандатов не будет столь устрашающей как в 2008 году, поскольку с тех пор эффективность представительной власти в стране понизилась на всех уровнях, однако эффект утраты будет все же заметен.

В этой ситуации у «Единой России» не останется другого выбора, кроме запуска нового кадрового проекта для технологов и, что более важно, для молодых политиков, то есть тех самых, которых ждут избиратели - подлинных, независимых, стремящихся много и результативно работать.
В текущей ситуации вероятность запуска такого эффективного кадрового проекта крайне низка. Так, проект «ПолитСтартап», скорее всего, не даст ожидаемых результатов, потому что дистанционное обучение эффективно только как курсы повышения существующей квалификации. Базовые знания необходимо получать у «живого» преподавателя, практикующего и способного открыто делиться своим опытом. А подобные проекты сейчас мало кто реализует в принципе.

Что касается праймериз, то это никакой не кадровый лифт, кто бы что ни говорил, скорее, это инструмент «внутривидовой борьбы». Пока праймериз не будет жестко регулироваться - как на выборах, вплоть до уголовного преследования - процедура не станет тем трамплином для молодых политиков, который так необходим.

Вообще, касаясь партий и их перспектив в качестве кадровых лифтов, стоит, прежде всего, обратить внимание на то, что без определенного вмешательства и корректировки к следующим выборам в Государственную Думу мы можем подойти с двухпартийной системой. У ЛДПР возрастной усталый лидер, а «Справедливая Россия» находится в предбанкротном состоянии, и, если у эсеров не появится молодого сильного лидера, их поглотит КПРФ.

В итоге к большим выборам мы придем с теряющей популярность «Единой Россией» и конкретным оппозиционером в одном лице - КПРФ. При таком прогнозе малым парламентским партиям не до кадровых лифтов, слишком сильны внутрипартийные разногласия. А одна «Единая Россия» не может все тянуть за всех.

Возвращаясь к институту первых замов. Когда нас собрали на первый общий семинар, мы посмотрели друг на друга и поразились - по конкурсу прошли люди из разных партий, с разным опытом, многие были не по нраву партии в своих регионах именно из-за своей конкурентоспособности. Это были в массе своей люди, способные поднимать неподъемное. А конкуренции в регионах опасаются и очень сильно. Местные элиты, проповедуя патернализм, душат любую конкуренцию в зародыше, а значит уничтожают основу для развития в принципе.

В своей инаугурационной речи Владимир Путин сказал о том, что во внутренней политике России необходим целый ряд серьезных изменений. В майском указе президента заявлена новая цель - осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны. А для этого кадровых лифтов должно быть много и разных, ведь эффективно управлять такой большой страной как у нас можно только через компетентных ставленников на ключевых постах в регионах. Тогда появляется шанс.

Говоря про конкурс «Лидеры России», отмечу следующее: участвовали преимущественно состоявшиеся управленцы, у которых и так все хорошо, большинству их них конкурс был нужен для тренировки, и наивысшие результаты получали те, кто имел большой опыт тренингов. Такие люди не будут выкладываться на предлагаемых местах, в них не будет огонька и задора, не будет пассионарности и стремления изменить страну к лучшему на своем конкретном участке работы, поскольку они уже успешны и пришли потешить своё самолюбие.

Хотите эффективных управленцев? Возьмите «штрафников», тех кто не умеет прогибаться, кого не любят за их независимость и несгибаемость, за их принципы и умение работать и побеждать вопреки «принятому решению», тогда можно на что-то рассчитывать в масштабах страны. В исторической аналогии приходят на память сотрудники ВЧК, те самые, которые создавали новую страну на обломках павшей империи.

Первые заместители региональных исполком партии «Единая Россия» были как раз такими. Они прекрасно понимали, что несут новые подходы к решению большой задачи, они внедряли этот самый механизм праймериз, систему распределения мандатов по методу Империали, мониторинг муниципальных и региональных выборов, они сделали страну понятной и прозрачной для партии, поражения перестали быть неожиданными сюрпризами.

Для того чтобы механизмы обеспечения кадровых лифтов стали действительно эффективными, необходимо максимально расширить перечень позиций в конкурсах для управленцев, в обязательном порядке в каждом субъекте и каждом муниципалитете выделить несколько конкретных должностей для конкурса. Кроме того, необходимо снизить планку требований для конкурсантов, начиная с образования и опыта, - пусть будет больше участников. Также нужно сделать участие в отборе обязательным для всех госслужащих, поставить условие, при котором карьерный рост станет возможном только при участии в конкурсе. При этом необходимо исключить коррупционную составляющую на всех этапах кадрового отбора.

В завершение я отмечу странную особенность: на всех уровнях максимально закрутили гайки для роста новых политиков, и дело не столько в жесточайших избирательных процедурах. Основная проблема - это статус депутата, представителя народа. Депутатов лишили почти всего, они исполняют формальную функцию, а значит система перекошена и будет пробуксовывать, сама себя изживать. Чтобы дать возможность лидерам и политически активным гражданам расти, необходимо вернуть полномочия депутатам, начиная с неприкосновенности, узаконить лоббизм, чтобы бизнес пошел к ним договариваться, минуя черные и серые коррупционные схемы. Других вариантов я пока не вижу.