Мы не будем молчать, мы не верим власти, ее обещаниям,
мы будем сами участвовать в управлении Новой Россией.
Формирование Гражданского Общества в России напрямую зависит от экономического устройства государства

Формирование Гражданского Общества в России напрямую зависит от экономического устройства государства

71.jpg

Сегодня вряд ли можно найти хотя бы одного здравомыслящего специалиста, который был бы доволен ситуацией в российской экономике. Более того, каких-либо революционных перемен в ситуации, когда грядущую смену правительства вновь режиссирует бессменный режиссер, ожидать не приходится. Разве что, думный дьяк Кудрин «колдующий» над уже чадящей, и грозящей потухнуть, лампадой экономического развития, явит нам какое-нибудь чудо. Ну что-то вроде сошедшего с небес благодатного огня, который вновь заставит эту лампаду полыхать ярким пламенем. Правда, надежды на это мало: его унылые попытки высечь искру разума ударом камнем логики по глыбе госаппарата, пока успехом не увенчались. Как не тужится наш экономический «мастер-Данила», не выходит из этой глыбы каменный цветок. Уж что-то, что-то, а логика от российского госаппарата всегда отскакивала как горох от стенки.

А жаль. Именно сейчас, в ситуации серьезнейшего экономического кризиса (какую бы чушь про его окончание не несли госпропагандисты), можно было бы принять не столь уж сложные, но судьбоносные решения. Такие решения, даже в условиях почти сложившейся сегодня экономической блокады России, могли бы привести к реальному прорыву не только в экономике, но и во всей системе госуправления.
Наше нарядное чиновничество, начиная от Главного и Венценосного, и заканчивая последним провинциальным мытарем, обожает рассуждать на тему, кому бы еще чего «добавить» и «дополнительно выделить»? При этом они начисто забыли, а может быть никогда и не знали основной принцип формирования госбюджета, который гениальная Маргарет Тэтчер: изложила всего в двух фразах: «Никаких государственных денег не существует. Существуют лишь деньги бизнеса, часть из которых он отдает государству». И если эту короткую, но емкую фразу проанализировать, то напрашивается очень простой вывод: бизнес – это источник существования любого государства. Ни армия, ни полиция, ни Национальная Гвардия, а именно бизнес! Значит решения любых экономических проблем могут лежать только в области улучшения условий существования бизнеса. Вывод этот очевиден, если даже поверхностно сравнивать уровень развития тех или иных стран. Где бизнес наименее закрепощен? – Конечно же в опережающих всю планету США и Китае. Где дела обстоят похуже? Ну скажем, в Швеции или Франции, где бизнес конечно есть, но он сильно отягощен налогами, социальными гарантиями и прочими «гирями», тормозящими развитие страны. Ну а если бизнес объявляется чуть ли не врагом государства, то на примере Кубы или Северной Кореи, мы легко можем увидеть, к чему это приводит.

Следовательно, решение задачи ускорения экономического развития страны, лежит в области улучшения в ней условий существования бизнеса. И весь вопрос заключается лишь в том, как именно это сделать? Можно много и долго рассуждать об улучшении арбитражной и судебной систем, упрощении налоговой отчетности, сокращении числа контролирующих органов. Но эти рассуждения, хоть и не лишены смысла, но не учитывают главный статистический фактор: основу бизнес-структуры наиболее успешных стран составляет малый бизнес! В супер-развитых США его доля составляет по разным оценкам до 67%. Еще большую долю, до 87%, малый бизнес занимает в экономике Италии. И таких примеров можно приводить еще много. Значит рецепт ускорения экономического развития для России, это безотлагательное изменение в налогообложении малого бизнеса.

Наша власть рассказывает, что многие виды малого бизнеса и так платят незначительные налоги. Но это ни что иное, как ее попытка обмануть не только предпринимателей, но и саму себя. Чудовищный (до 30% и более!) налог за каждый рубль выплаченной заработной платы, ежедневно убивает саму суть экономического развития страны! Если есть налог на выплату заработной платы, значит нет стимула нанимать новый персонал, то есть, нет стимула для расширения производства. Более того, зачастую нет смысла вообще начинать новый бизнес. Проще, например, остаться в «серой» зоне, или вообще, искать какие-либо иные источники дохода.

Представители нашей власти очень любят задавать вопрос: «А вы сами то что предлагаете?» Предлагаем, еще как предлагаем, только вот почти уверены, что никто на такие «радикальные реформы» не пойдет. А ведь нужно сделать совсем немногое. Достаточно просто прекратить взимать налоги с малого бизнеса за выплаченную зарплату и перенести эту повинность на наемных работников. Более того, еще и перераспределять незначительную часть этого налогообложения в виде бонусов для бизнеса, создавая тем самым стимул для создания дополнительных рабочих мест.

Что же получится в результате таких изменений в источниках налоговой эмиссии? А получится взрывной рост экономики! Для начала у нас появится огромное количество новых малых предприятий. Во-первых, их число увеличится за счет тех самых 20 млн. «самозанятых», которым для их перехода в «белую» зону, больше не нужно будет рассказывать, про «налоговые каникулы» и прочую малозначимую для них ерунду. Если эти люди будут точно знать, что никакой налог, кроме нескольких процентов (в зависимости от формы отчетности) им платить не придется, а за наемных работников можно еще и получить дополнительные дивиденды, они и так поймут, что сидеть в серых схемах им больше не нужно.

Во-вторых, появится огромное количество освободившихся от бессмысленного труда по сбору копеечных налогов с малого бизнеса, госслужащих. Сегодня эти люди, в количестве примерно 120 тыс. человек, успешно утилизируют налоги, полученные с малого бизнеса, в собственную зарплату и поддержание инфраструктуры своих же рабочих мест (помещения, коммуналка, бухгалтерское сопровождение, льготы, пенсионное обеспечение и тд.) Но если пойти по предлагаемому нами пути, то вместо этого бессмысленного термитника, в котором трудятся все, но не производится ничего, в стране появятся 120 тыс. реальных налогоплательщиков.

Но что же будет с «бедными» наемными работниками? Мы думаем, что они станут богаче! Давайте посмотрим, сколько процентов от брутто-заработной платы, уходит в налог у наемных работников в развитых странах. Ответ простой: от 30 до 73%! Так в чем проблема, почему не сделать такое же налогообложение у нас? А потому что у нас оказывается, зарплаты слишком низкие, чтобы взимать с них такие налоги. Так ведь потому и низкие! Представьте себе ситуацию, когда работодателю выгодно платить только белую зарплату и желательно большего размера? Разве не то же самое нужно работнику? Очевидно, что в таком случае интересы работника и работодателя совпадут. Значит так и будет. Рынок быстро отрегулирует рост зарплат, а невозможность выплачивать их в прежнем количестве из-за ограниченности финансовых ресурсов бизнеса, к тому же резко улучшит ситуацию с производительностью труда.

Здесь еще следует добавить, что не понадобится больше таких «драконовских» отчислений на соцстрах. Сейчас бизнес их платит лишь за «видимых» работников, и таковых как нетрудно догадаться, значительно меньше, чем «невидимых». Но если провести предлагаемую нами реформу, для сохранения налогооблагаемой базы каждому работающему придется платить этот же налог, но уже в размере 13-14%, учитывая лавинообразный рост перехода огромного числа работников в «белую» зону. Добавим к этому 13% существующего сегодня налога на зарплату физ.лиц и получим как раз, нижнюю границу реального рыночного налогообложения заработной платы в развитых странах, о котором шла речь выше.

Следующий необходимый шаг, это отмена ограничения на снятие наличных средств со счетов предприятий с оборотом до 50 млн. руб. в год, в независимости от формы собственности.

Предприниматель сам знает, как и в какой форме ему удобно рассчитываться с поставщиками. Важно только, чтобы все расчеты были подтверждены документами, а все документы служили основаниями для автоматического принятия налоговыми органами любых расходов, как легитимных. Возможно эта простая мысль плохо доходит до уважаемых «рулевых» нашей экономики, но свободный оборот средств моментально приведет к росту покупательской способности бизнеса, а значит, и к росту экономики.
Еще одна столь же несложная мысль, может быть сформулирована следующим образом: финансовая ответственность личными средствами предпринимателя за деятельность предприятия, не совместима с принципом поощрения бизнес-инициативы и должна быть немедленно прекращена. Бизнес, это и так огромный финансовый риск для тех, кто его начинает и ведет. Можно легко потерять предыдущие накопления, попасть в тяжелую кредитную зависимость, оказаться в «тисках» задолженности перед поставщиками и пр. Уплата небольшого ежемесячного страхового взноса, вот и вся ответственность, которую должен нести малый бизнес перед гражданами и государством.

Жестко тормозящий бизнес закон о защите прав потребителя также должен быть очень серьезно скорректирован. Антигосударственная практика решения в арбитражных судах любых споров в пользу потребителя, в независимости от приведенных аргументов и фактов со стороны бизнеса, должна быть исключена. По большому счету, все возможные убытки потребителя вообще не должны быть предметом арбитражного рассмотрения, а должны покрываться страховым бизнесом, что опять же, принесет новые доходы государству в виде налогов со страховых компаний и отсутствие потерь для всех участников рынка.

Мы понимаем, что такая программа экономических действий может оказаться под огнем критики несметных защитников прав наемных работников. Что ж, возможно на первом этапе наемным работникам будет тяжелее. Но если все останется как прежде, им будет тяжелее вдвойне. Экономика будет стагнировать, зарплаты не будут расти, а цены будут расти обязательно! Этот процесс мы наблюдаем уже сейчас. Наверное, у всех еще свежи в памяти воспоминания, как можно было жить на зарплату в 50 тыс. руб. 5 лет назад, и как сейчас? 5 лет назад на эти деньги действительно, можно было жить, а сейчас, скорее прозябать. Вместо этого прозябания, при проведении предлагаемой нами реформы, у наемного работника появится выбор: не хочешь получать зарплату, становись предпринимателем. При этом, не обязательно понадобится покупать оборудование, заводить офис и тд. Можно будет просто продолжать исполнять свои функции офисных работников, кладовщиков, грузчиков и пр. Изменится только форма налоговой отчетности. Бывший работник станет индивидуальным предпринимателем, оказывающим соответствующий вид услуг. Постепенно возникнет сплошное поле стандартного налогообложения, требующее все меньше и меньше занятых в сфере налогового учета. Понятие «серой» зарплаты канет в прошлое. И уже от этой метаморфозы государство получит не менее 300 млрд. рублей ежегодно. Но это минимум, по сравнению с тем, что государство получит от прекращения контроля расходов малого (а может быть и среднего) бизнеса. Только представьте себе, что каждый подержанный грузовик, ранее покупавшийся «серыми» перевозчиками, будет куплен «вбелую», так как покупателю станет выгодно показать такой расход! И тут речь пойдет уже не о миллиардах, а о триллионах рублей, добавленных в казну.

Нет ни малейшего сомнения в том, что до этой простой мысли уже давно додумались многие, в том числе и те, кто пока так малоуспешно пытаются создать рецепт хотя бы какого-нибудь роста многострадальной российской экономики. Но ничего похожего они даже не предлагают. Почему? - Да по очень простой причине: если все станут свободными в своем выборе занятости и уплаты налогов, то кто же тогда будет воплощать чаянья и нужды нашей власти? Где найдутся послушные учителя, из года в год заседающие в избиркомах и обеспечивающие «результат» выборов? Кто будет ходить на «правильные» митинги в поддержку «правильных» кандидатов? Кого можно будет шантажировать увольнением, если его линия не будет «колебаться вместе с линией партии»? Ответ – никого. Никого, потому что это будет уже другое общество. Общество свободных граждан. Иными словами, Гражданское Общество.