Мы не будем молчать, мы не верим власти, ее обещаниям,
мы будем сами участвовать в управлении Новой Россией.
Наша российская интеллигенция «растворилась»...

Наша российская интеллигенция «растворилась»...

Меня тут попросили прокомментировать утверждение в предыдущем посте о том, что наша российская интеллигенция «растворилась». Ну, в общем-то, тут комментировать особо нечего, так как само понимание наличия такой классовой прослойки имело место лишь в Советском Союзе – стране победившего пролетариата. Предполагалось, что творческие работники (писатели, художники, кинематографисты и т.д.) создают новый культурный код «советского человека», а значит, заняты таким же ударным трудом, но интеллектуальным, а не материальным. Однако вместе с дрейфом Советского Союза от идей собственно Советов к реконструкции Государства как института подавления, функция искусства также кардинально изменилась. От создания новых форм (вроде Малевиче-Лисицких проунов), которые должны были стать основой того самого нового культурного кода, творческие работники (как, кстати и научные работники в сфере химии, физики и биологии) занялись разбором и перестройкой культурного генома уже существующего, в результате чего на свет появился «советский человек». Правда, в процессе работы над его созданием, мутации подверглись сами творческие работники, которых в качестве исключения из правил допустили до взаимодействия с токсичными культурными кодами западной цивилизации. С тех пор и появилась та самая «интеллигенция», которая с одной стороны – совесть нации, а с другой – главный критик режима и его же рефлексия. И с ней мы пережили незабываемую эпоху советского нео-романтизма с его официальной культурой и андеграундом. Но по понятным причинам после краха СССР (мне больше нравится утверждение Пелевина о том, что Советский Союз начал улучшаться и улучшился настолько, что просто перестал существовать) и преобразования человека советского в россиянина, интеллигенция перекочевала в ряды деклассированных элементов. Кто они теперь? Музыканты – барыги от попсы, андеграунд ушел из социума в себя, писатели – либо коммерчески успешные трендсетеры, либо маргинальные безумцы, художники ушли на Запад или заперлись в мастерских. Да и сам хрупкий мирок советской рефлексии развалился. Лучшие из интеллектуалов ушли в свободное плавание по волнам глобальных проблем, востребованные мировыми институциями. Средненькие переквалифицировались в политтехнологов и начали зарабатывать баблос симулируя нишевую конкуренцию, бодро апроприировав идеи какого-нибудь Гумилева. Худшие и вовсе спились или ушли в телепроповедники. Таким образом интеллигенция именно что растворилась, перестав существовать за ненадобностью. Новой не предвидится, так как идеи Маркса вряд ли бьют в одно место дважды. Осталась, как поет ДДТ, любовь и ожившие камни.

Илья  Гращенков
Илья Гращенков
Политолог, культуролог, президент Фонда «Центр развития региональной политики» (ЦРРП)