Мы не будем молчать, мы не верим власти, ее обещаниям,
мы будем сами участвовать в управлении Новой Россией.

О нацпроектах

В публичном пространстве доминируют несколько подходов при оценке нацпроектов: подчеркнуто комплиментарный, осторожно позитивный, заведомо скептический и изначально негативный. Таковы результаты недавнего исследования, проведенного фондом «Петербургская политика».

Мы видим противоречие. С одной стороны, общество и часть элит воспринимает нацпроекты-2018 как еще один перезапуск нацпроектов-2005 и майских указов-2012 с подчеркнутым акцентом на социальной составляющей и привлечении симпатий рядовых граждан. В реальности структура нынешних нацпроектов сложнее, а цели куда разнообразнее.

Помимо привычных «Образования», «Здравоохранения» и примкнувшей к ним «Культуры» появились нацпроекты, ориентированные на институциональные изменения (которые раньше назвали бы «реформами»). «Наряду с тем, как расходовать уже имеющиеся деньги, нацпроекты стали пытаться отвечать на вопрос, как на них заработать».

Во время исследования обратило на себя внимание предположение, что нацпроекты без социального крена могут оказаться прозрачнее для общества. В них пока наработан меньший опыт коррекции статистики и больше ориентация на промежуточные результаты, не дожидающиеся 2024 года, считает Виноградов. Например, статистику задач по темам развития экспорта или производительности труда участникам рынка контролировать легче.

Конечно, сложно представить, что все нацпроекты будут одинаково успешно реализованы. Между ними неизбежна заочная конкуренция. Исследователи анализировали текущий ход реализации национальных проектов по нескольким параметрам. Так, к числу лидеров по кассовому исполнению можно отнести «Здравоохранение» (54%), «Демографию» (41,1%), «Науку» (39,8%), «Жилье и городская среда» (37,7%), «Международную кооперацию и экспорт» (35%), а также «Малое и среднее предпринимательство» (33,1%). К числу проектов, не имеющих негативного восприятия в медиа – всю ту же «Демографию», а также все проекты, курируемые первым вице-премьером и главой Минфина Антоном Силуановым.

Учтена и частотность упоминания вице-премьеров в статьях с присутствием темы национальных проектов в федеральных СМИ. Лидером по упоминаемости стал Антон Силуанов, за ним с существенным отставанием следует Татьяна Голикова, а замыкает тройку лидеров Виталий Мутко.
Если говорить о вице-премьерах, самыми перспективными сегодня выглядят нацпроекты, курируемые Силуановым (он вообще чаще всех фигурирует в СМИ в контексте нацпроектов), Голиковой (в том числе благодаря объему финансирования) и Мутко, неожиданно для многих органично вписавшемуся в новую сферу курирования

Максим Акимов, Ольга Голодец и Алексей Гордеев пока находятся в более сложном положении. «Гордеев столкнулся с проблемой экологического пессимизма при запуске мусорной реформы. Акимову сложно в силу исторически сложившейся асимметрии объема строительства, качества дорог и потраченных денег. Голодец – в силу стереотипа о второстепенности темы культуры, своего рода приложения к новостям спорта и погоде.

Есть и еще один существенный момент – активность участия вице-премьеров в согласованных процедурах, необходимых для запуска и стартовой фазы нацпроекта, где требуются отладка и учет возникших нюансов.

Судя по публичной информации, здесь активнее других Силуанов, запустивший целую серию совещаний в регионах для отладки реализации нацпроектов в расчете превратить регионы в полноценных и мотивированных агентов их реализации.


Поделиться:
Михаил Виноградов
Михаил Виноградов
Президент Фонда “Петербургская политика”


Популярные статьи